Молочная продукция на рынках Иркутска
Карта составлена по данным, предоставленным А.А. Сириной
В рамках проекта были изучены территориальные и этнические аспекты производства и торговли молочными продуктами на примере преимущественно Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов Иркутской области, где основное население — буряты и русские. В результате реализации работы по проекту собранная информация о рынке молочной продукции, денежных и неденежных формах обмена занесена в базу данных в табличной форме и привязана к карте. Зафиксированы места торговли, сделки, маршруты товаров, их ассортимент, объем продаваемой продукции, ценовая политика.
В производстве, переработке и торговле молочными продуктами в Иркутской области заняты разные акторы как местного регионального происхождения (акционерные общества, унитарные предприятия, сельскохозяйственный потребительскоснабженческий кооператив, потребительские кооперативы в виде молокоприемных пунктов как часть крупных холдингов («Янта»), так и внешние игроки, на долю которых приходится до 20—40% (по разным оценкам) поставки молочных продуктов. В денежных формах обмена задействованы такие институты торговли, как сезонные сельскохозяйственные выставкиярмарки, организуемые министерством сельского хозяйства области, магазины, в том числе сетевые супермаркеты, рынки оптовой и розничной торговли. Варианты денежного обмена проявляются в разных случаях: продавец товара – сам производитель или его родственники, члены семьи; сетевые магазины; владельцы торговых точек на рынках.
На городских рынках Иркутска торговлей молочными продуктами заняты преимущественно буряты из Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов Иркутской области. Выгодное географическое положение в относительной близости от города (50—120 км), древние традиции скотоводства бурят способствовали тому, что после распада коллективных форм хозяйства население сумело быстро организовать производство и сбыт в формах личных подсобных и крестьянскофермерских хозяйств, чему способствовали еще сохраняющиеся тесные семейные и территориальнородственные связи, в т.ч. с городскими родственниками, и устойчиво сохраняющиеся шаманские верования. Первыми на рынок вышли жители ранее прекративших существование совхозов (напр., в Баяндаевском районе — Нагалыкского и Байтогского). В результате проведенного исследования выявлены «сферы обмена», где предметы обращаются в качестве товара, дара или в иной форме.
На Центральном рынке Иркутска ежедневно торгуют от 10 до 12 чел. зимой и до 15—20 чел. летом. Расчет происходит прямой денежный без кассовых аппаратов. Имеются трудно фиксируемые случаи бартерного неденежного обмена продукции овощеводства на молочную продукцию. Подобные сделки совершаются исключительно в случае обоюдной заинтересованности, их акторы не придают им значения, и зафиксировать их возможно только при личном наблюдении. Владельцы точек с большим оборотом товара сообщили, что не практикуют такие сделки.
Характерной стороной рыночной торговли здесь, как и по другим регионам, исследуемым по Проекту, является сочетание формальной и неформальной экономики, когда цена устанавливается в зависимости от степени знакомства продавца и покупателя, от того, является ли покупатель постоянным клиентом торговца. Эта система распространяется и шире, на формы взаимоотношения между самими торговцами, причем не обязательно торговцами однотипными товарами. Важной особенностью торговли молочными продуктами на иркутских рынках является гибкость и вариативность этой формы денежного обмена, к которой частные торговцы хорошо подготовлены. Эта изменчивость зависит от целого ряда природных и социально культурных факторов. Конечная цена на продукцию зависит от сезона года (летом — дешевле, зимой — дороже), от кормовой базы (в засушливое лето корма закупают, в т.ч. в других районах области, отчего продукция становится дороже); от того, находится корова «в запуске» или нет. Имеют значение и факторы рынка: постоянным ли является покупатель; время дня (вечером могут быть скидки); от категории покупателя (старики); некоторые продавцы принимают обратно молочную продукцию, если имеются жалобы на ее качество. Гибкая ценовая политика выгодно отличает рыночную торговлю кисломолочной продукцией от торговли в магазинах, супермаркетах и оптовых рынках. Благодаря денежному обмену на рынке происходит также взаимный культурный обмен: некоторые покупатели лучше узнают географию Иркутской области, праздники и циклы, в которые не идет торговля (например, снижение объема продаж связывают с постами (узнают о них от покупателей) у русских православных)) и др.
Красными точками обозначены населенные пункты, например: .
Зелеными точками обозначены рынки и другие торговые места, например: . Подписи к ним появляются только при достаточном увеличении масштаба, чтобы избежать «замусоривания» карты.
Ниже карты дан перечень марштутов, по которым молочная продукция доставляется на рынки Иркутска. Щелчок по названию маршрута выделяет его на карте.
Масштаб карты можно изменять, используя колесико мыши либо кнопки с символами ➕ и ➖ в верхнем левом углу карты. При нажатой левой кнопке мыши можно перемещать видимую область карты.